Главная / Образование / Международное сотрудничество / Новости


Отчет о результатах визита в китайские вузы

с 12 по 23 мая 2014 г.

1. Циндаоский технологический университет, Институт «Циндао» (г. Циндао – родина Конфуция, провинция Шаньдун): 13-17.05. 2014 г.

· Основные факты: Институт возник в 2004 году как часть Циндаоского технологического университета (Qingdao Technological University). Впоследствии Институт был выделен из состава университета и сейчас представляет собой независимое учебное заведение, имеющее официальное разрешение от Минобразования КНР на прием и обучение иностранных студентов (выдается диплом государственного образца). Всего студентов – более 16 000, из них иностранных – около 300 чел (в основном из Южной Кореи, Японии), факультетов – 11, направлений обучения – более 45.

· В 2013 г. на факультете иностранных языков (700 студентов) было открыто направление «русский язык» (200 студентов).

· Международное сотрудничество – более 40 зарубежных вузов-партнеров из Австралии, США, Великобритании, Германии, Франции, Ю. Кореи, России, Украины, Индии, Индонезии, Японии.

· Партнерские соглашения с вузами РФ: Воронежский государственный университет, Амурский государственный университет, Пятигорский государственный лингвистический университет, российский государственный университет экономики и торговли, Вятковский государственный гуманитарный университет, Дальневосточный государственный университет гуманитарных наук.

· Наиболее интересные образовательные программы:

– программы с обучением на английском языке на следующих направлениях бакалавриата: Международная экономика и торговля, Маркетинг, Управление логистикой. Всего обучается 2 169 студентов;

– программа «двойной» степени или двух дипломов «Бакалавр бизнеса», в партнерстве с Университетом Австралии;

– колледж СПО: совместная образовательная программа с обучением на английском языке по франшизе австралийского колледжа.

· Рабочие встречи и достигнутые договоренности.

   В рамках нашего визита китайской стороной были организованы рабочие встречи с первым проректором, руководителем международного центра, начальником Центра межкультурных коммуникаций, сотрудниками отдела обучения иностранных студентов. В ходе встреч (на английском языке) наши стороны обменялись презентациями, обсудили возможности расширения сотрудничества в сфере обмена студентами и преподавателями, составили черновой вариант соглашения. Главная статья Соглашения предусматривает студенческий обмен на следующих условиях: 2:2 студ./уч.год с каждой стороны направляются в вуз-партнер на бесплатное обучение на конкурсной основе; остальные (всего до 10 чел. с каждой стороны) платят стоимость обучения в вузе-партнере; летние языковые и профессиональные школы будут работать в зависимости от спроса.

· Сотрудники факультета Искусств и дизайна показали свой факультет (отдельное двухэтажное здание), представили работы студентов и выразили крайнюю заинтересованность направить китайских студентов на 3-4-недельную стажировку на художественно-графический факультет КубГУ с целью совершенствовать свое мастерство в классической живописи. Наши стороны договорились осуществить это намерение летом 2015 г.

· Нашим 3-м студентам ФИСМО, в настоящий момент обучающимся в Циндао по семестровой программе академической мобильности, сама программа обучения и методика преподавания очень нравятся (нам удалось с ними встретиться во время посещения общежития для иностранных студентов). Ребята отметили, что Институт «Циндао» это город в городе: на территории кампуса площадью 70 га есть абсолютно все, что нужно для учебы и отдыха – библиотека, огромный стадион, бассейн и тренажерные залы, студенческая столовая и множество кафе, магазины, центр отдыха, клиника и т.д.

2. Тяньцзиньский университет иностранных языков - ТУИЯ (г. Тяньцзинь, один из 4-х городов центрального подчинения, 96 км от Пекина): 18-20.05.2014

· Основные факты: Университет был основан в 1964 г., является одним из 8 государственных специализированных университетов иностранных языков. Площадь кампуса составляет 1 кв. км. Количество студентов очного обучения – более 10 тыс., магистрантов – более 1 тыс. Имеется аспирантура и докторантура. В структуру университета входят 8 Институтов, каждый из которых включает 6-8 факультетов. Иностранных студентов – около 700 чел. Хорошо развита внутренняя мобильность студентов и преподавателей.

· Всего 70 зарубежных вузов-партнеров из 18 стран мира, около 100 чел. приглашенных профессоров из вузов-партнеров.

· Среди российских вузов-партнеров Волгоградский государственный педагогический университет, Татарский государственный гуманитарно-педагогический институт, Владимирский государственный университет.

· Русский язык изучают в Институте европейских языков и культур. Кроме факультета русского языка и литературы, институт включат факультеты французского, немецкого, испанского, итальянского, португальского языков и литературы. Специальность «русский язык и литература» является приоритетной. Английский язык изучают в Институте английского языка. Есть также Институт переводоведения.

· Каждый институт имеет 2-3 совместные образовательные программы с вузами-партнерами по всем возможным моделям.

· В университете имеется несколько научно-исследовательских центров в области гуманитарных и общественно-научных исследований, 2 научных журнала, аудиовизуальное издательство, огромный библиотечный фонд.

· Рабочие встречи и достигнутые договоренности.

   Китайская сторона, которую представляли директор Института европейских языков и культур, его заместитель, декан факультета русского языка и литературы, его заместитель, ведущий профессор этого же факультета и директор отдела международного сотрудничества и обменов, выразила неподдельный интерес к расширению сотрудничества с нашим университетом. После взаимного обмена презентациями университетов, состоялась продолжительная дискуссия, посвященная основным направлениям совместного сотрудничества в будущем. В результате чего, наши стороны пришли к выводу о необходимости разработки и подписания Генерального Соглашения по следующим направлениям:

1. Программы двух дипломов на всех образовательных уровнях, включая бакалавриат, магистратуру, аспирантуру/докторантуру;

2. Обмен студентами: включённая форма обучения, академическая мобильность;

3. Учреждение летних языковых и профессиональных школ, в т.ч. по совместным образовательным программам;

4. Совместное научное руководство диссертациям;

5. Учреждение центра тестирования по русскому языку на базе Тяньцзиньского университета:

6. Совместная грантовая деятельность;

7. Обмен преподавателями.

Предполагается, что условия реализации той или иной программы сотрудничества будут отражены в отдельных доп. соглашениях.

Все договоренности были закреплены протоколом (прилагается).

· Коллеги из ТУИЯ также организовали встречу с китайскими студентами и магистрантами факультета русского языка и литературы.

   На этой встрече профессор Смертин Ю.Г. рассказал студентам о нашем регионе, его истории и особенностях, а также затронул вопросы истории китайско-российских отношений. Я прочитала лекцию, посвященную вопросу современного понимания т.н. феномена «русскости», разнице между понятиями «русский» и «россиянин», сделав особый акцент на языковых особенностях русского языка как «зеркала русской культуры» и т.п. Студенты задавали множество вопросов и в итоге получилась интересная дискуссия, в которую включились не только студенты, но и преподаватели факультета.

3. Харбинский политехнический университет (г. Харбин – полурусский город, провинция Хэйлунцзян): 20-22.05.2014

· Основные факты: основан в 1920 году (как и КубГУ); мультидисциплинарный университет, имеющий свой исследовательский институт и технопарк, три филиала, огромный стадион и спорткомлекс; в составе университета 21 институт по 4-6 факультетов в каждом (включая институт физ.подготовки); 3 кампуса площадью более 3 000 000 кв.м.; занимает 5 место среди национальных университетов Китая; инвестиции в исследовательские проекты – более 2 млрд. юаней; количество студентов бакалавриата (85 направлений и специальностей) – 30 287 чел., магистратуры (41 направление) – 7 733 чел., аспирантуры (27 направлений) – 4 686 чел., иностранных студентов по всем направлениям обучения – 1997 чел., иностранным студентам предоставляется возможность получения грантов китайского правительства и самого университета.

· Международное сотрудничество – 297 вузов-партнеров из 41 стран мира (США, Канада, Австралия, Западная Европа, СНГ, Южная Африка, Южная Корея, Северная Корея, Израиль, Тайланд и др.)

· Российские вузы-партнеры: всего 15, в т.ч. МГУ, МГТУ им. Баумана, СПбГУ, СПбГТУ, Самарский государственный университет, Иркутский государственный лингвистический университет, Дальневосточный Федеральный университет и др.)

· Программы с обучением на английском языке: бакалавриат – 3 (торгово-промышленное управление, гражданское строительство, химическая промышленность), магистратура – 5 (управление, гражданское строительство, материаловедение, механика, электроника), аспирантура – все направления аспирантуры возможны на английском языке.

· Совместные образовательные программы (СОП), включая «двойные» степени – более 30 по всем образовательным уровням.

· Рабочие встречи и достигнутые договоренности

   Харбинский политехнический университет представляли руководство международного студенческого центра и директор программ России и СНГ. После взаимного обмена презентациями на русском и английском языках, состоялось обсуждение возможного сотрудничества в рамках первого знакомства (в отличие от двух предыдущих визитов в Циндао и Тяньцзине, с вузами которых уже были первоначальные договоры о сотрудничестве). Китайская сторона в основном предлагала летние языковые программы, программы студенческого обмена и академической мобильности, вместе с тем выразила готовность сотрудничать и в области СОП, совместных научных исследований и т.п. Масштаб, потенциал и возможности университета настолько велики, что поначалу нам было нелегко определиться с выбором тех областей сотрудничества, (кроме общепринятых), которые бы могли вызвать исключительный интерес обеих сторон. Поэтому было принято решение для начала сотрудничества заключить рамочное соглашение, в рамках которого можно будет экспериментировать в разных областях.


  

   В заключении хотелось бы отметить, что все три университета, которые мы посетили, заслуживают самого пристального внимания как партнеры Кубанского государственного университета. Реализация тех или иных программ в партнерстве с каждым из названных выше китайских вузов (особенно в свете правительственных решений о молодежных российско-китайских обменах в 2014-2015 гг.) не только увеличит возможности для студенческих и преподавательских обменов, но и может дать импульс развитию новых направлений в совместных научных исследованиях, включая фундаментальные, что, в конечном счете, будет способствовать укреплению дружеских отношений и выгодного стратегического партнерства между КНР и РФ.

   Хотелось бы выразить Вам особую благодарность за предоставленную возможность познакомиться, как с китайской образовательной системой, так и с богатейшей культурой Китая.

Зам. директора Департамента по МС И.В. Раюшкина

Дата: 02.06.2014 


© 2009-2012 ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет", 350040, г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, тел (861)2199-501 e-mail rector@kubsu.ru