Главная / Университет / Факультеты / Биологический


020400.62 Биология

Файл ФГОС

Квалификация — бакалавр биологии.

Форма и срок обучения — очная форма обучения, 4 года.

Специализации — ботаника, зоология позвоночных, зоология беспозвоночных, генетика и селекция, микробиология, биохимия.

Описание специальности

Квалификационные характеристики выпускника

Бакалавр биологи осуществляет деятельность по изучению и охране живой природы, использованию биологических систем в хозяйственных и медицинских целях. Разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности, организует и выполняет экспедиционные работы и лабораторные исследования; анализирует получаемую полевую и лабораторную информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, используя современную вычислительную технику; составляет научно-технические отчеты и другую установленную документацию; следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов в области своей деятельности. Проводит экспериментальные исследования в своей области, формулирует их задачу, участвует в разработке и осуществлении новых методических подходов, обсуждении, оценке и публикации результатов, проводит патентную работу, участвует в работе семинаров и конференций, составлении патентных заявок.

Следит за соблюдением законодательства РФ, международных соглашений, выполнением норм и правил в области охраны природы. Планирует мероприятия по охране природы и здоровья человека, предотвращению загрязнения и деградации природной среды.

Исходя из своих квалификационных возможностей и в соответствии со специализацией, специалист-биолог подготовлен к самостоятельной работе на должностях биолога, лаборанта-исследователя, инженера-исследователя, научного сотрудника в научно-исследовательских и научно-производственных учреждениях, и других должностях, в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 21.08.98 №37.

Специалист-биолог подготовлен к педагогической деятельности на должности преподавателя в средней школе и учреждениях профессионального образования при условии освоения дополнительной образовательной программы психолого-педагогического профиля.

Область профессиональной деятельности специалиста -биолога: исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.

Объекты профессиональной деятельности:
биологические системы различных уровней организации; процессы их жизнедеятельности и эволюции; биологические и биомедицинские природоохранные технологии.

Сфера профессиональной деятельности:
Проектные, научно-исследовательские, научно-производственные организации.
Органы охраны природы и управления природопользованием.
Общеобразовательные и специальные учебные заведения (в установленном порядке).

Выпускники могут замещать все должности в соответствии с законодательством РФ, требующие наличия высшего профессионального образования.

Виды и обобщенные задачи профессиональной деятельности
- научно-исследовательская деятельность: сбор и подготовка научных материалов, квалифицированная постановка экспериментов, проведение полевых исследований, обработка результатов полевых и экспериментальных исследований;
- прикладная лабораторная деятельность: получение материалов для лабораторных анализов, квалифицированное проведение экспериментов, заключение по результатам экспериментов и анализов;
- научно-производственная деятельность: осуществление технологического контроля за процессами биологического производства, решение проектных и производственных задач, требующих базовой и специальной биологической подготовки, организационная деятельность в области охраны природы и рационального природопользования;
- педагогическая деятельность (при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля) преподавание в средней и высшей школе, осуществление просветительской деятельности в области биологии и экологии;
- биомониторинг и биологический контроль состояния природной среды, оценка антропогенных воздействий на нее;
- охрана природы: проектирование и осуществление мероприятий по охране природы, заповедное дело;
- иные виды деятельности, позволяющие использовать подготовку по специальности 020201 — Биология.
Возможности продолжения образования

Специалист подготовлен к продолжению образования:
- в магистратуре по направлению 020400.68 — Биология;
- к обучению в аспирантуре по биологическим и смежным научным специальностям.
Требования к профессиональной подготовленности выпускника

Специалист-биолог подготовлен к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной базовой (общепрофессиональной) и специальной подготовкой.

Специалист-биолог отвечает следующим требованиям:
- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;
- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, в том числе и компьютерными, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;
- умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;
- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;
- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;
- знает основы педагогической деятельности;
- знает распорядительные документы, методические и нормативные материалы в области биологических работ;
- знает основы законодательства РФ, международные соглашения, нормы и правила в области охраны природы и здоровья человека; в своей деятельности руководствуется нормами и правилами биоэтики и профессиональной этики;
- владеет современными средствами вычислительной техники;
- знает методы исследований, правила и условия выполнения работа, технических расчетов, оформления получаемых результатов;
- знает современные достижения в области биологии;
- знает основы организации труда, основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда;
- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности.
Специалист-биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи:
- понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;
- знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов,
- уметь осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;
- иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;
- владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований биологических объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, резка, окраска, микроскопия, препарирование, зарисовка, работа с гербарием и коллекционным материалом и др.);
- знать принцип системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;
- знать регуляторные механизмы обеспечения гомеостаза живых систем;
- знать особенности строения и функционирования основных систем органов животных и человека; иметь представление о молекулярных механизмах физиологических процессов, о принципах регуляции обмена веществ, сравнительно-физиологических аспектах становления функций, о принципах восприятия, передачи и переработки информации в организме;
- владеть электрофизиологическими методами и некоторыми другими функционально-диагностическими методами оценки состояния основных систем организма, методами экспериментальной работы с лабораторными животными;
- иметь представление о природе основных физиологических процессов зеленого растения, о механизмах регуляции и основных закономерностях взаимоотношений организма растения с окружающей средой;
- иметь представление о биологии поведения, онтогенезе поведения, поведении как факторе эволюции, генетике и физиологии основных форм поведения;
- знать современное учение о клетке;
- иметь представление об единстве и многообразии клеточных типов,
- знать основные черты физиологии растительной клетки, механизмы фотосинтеза, дыхания, водообмена, роста и развития растений, устойчивости растений к неблагоприятным факторам;
- уметь работать с растительными объектами с использованием методов физиологии растений;
- иметь представление о формировании иммунитета в системах органов и о процессах, отвечающих за иммунную реакцию у различных организмов;
- знать основные черты строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений, типы тканей;
- владеть методами световой микроскопии;
- иметь представление о методах выделения и исследования субмикроскопических структур (электронная микроскопия, дифференциальное центрифугирование и др.), о методах культивирования клеток;
- знать биохимические характеристики основных субклеточных компонентов, метаболические пути, клеточный цикл и его регуляцию; иметь представление о биологическом узнавании, матричных макромолекулярных синтезах, термодинамических особенностях живых систем и биоэнергетике, о современных методологических подходах в области биологии клетки;
- владеть методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов биологических исследований;
- знать проявления фундаментальных свойств организма - наследственности и изменчивости на всех уровнях организации живого (молекулярном, клеточном, организменном и популяционном);
- иметь представление о структуре гена, принципах и методах генетического анализа, мутагенезе, мутагенных эффектах природных и антропогенных факторов;
- быть знакомым с принципами генетической инженерии и ее использовании в биотехнологии, иметь представление о генетике популяций и эволюционной генетике, генетике человека, генетических основах и методах селекции;
- знать основные закономерности биологии размножения животных и растений;
- знать основные этапы онтогенеза, морфологические, функциональные и биохимические изменения в ходе развития у представителей различных таксонов;
- понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;
- понимать психофизиологические и биологические основы жизнедеятельности человека, иметь представление о биологических основах интеллектуальной деятельности, об эмоциях, стрессе и адаптации, о требованиях к среде обитания и условиях сохранения здоровья, о парадигмах антропоцентризма и биоцентризма, о ноосфере, о роли человека в эволюции Земли;
- иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;
- знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем различных уровней, иметь представление о механизмах, определяющих устойчивость биологических систем разных уровней, о механизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об основных для экологической экспертизы и экологического прогноза деятельности человека;
- иметь представление о методах анализа и моделировании экологических и эволюционных процессов;
- знать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране;
- иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;
- знать экологические принципы рационального природопользования;
- понимать роль эволюционной идеи в биологическом мировоззрении, знать основные теории эволюции, концепции видообразования, уметь аргументировать современный эволюционный подход к изучению биологических процессов;
- знать основные принципы, методы и перспективы современной биотехнологии;
- знать и уметь применять основные математические методы моделирования биологических систем и компьютерные методы анализа их состояния;
- иметь опыт полевых и лабораторных работ, и знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.
В части подготовки по специализации биолог должен иметь базовые знания и иметь опыт применения методов научных исследований.

Итоговая государственная аттестация специалиста-биолога включает выпускную квалификационную (дипломную) работу и, по решению Совета вуза, государственный междисциплинарный экзамен по Биологии, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

Требования к выпускной квалификационной работе

Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста-биолога представляет собой законченную разработку научно-исследовательского или научно-производственного характера, в которой демонстрируется:
- умение собирать и анализировать первичную экспериментальную, полевую, статистическую и иную информацию;
- понимание основных общебиологических закономерностей;
- умение применять современные методы исследований;
- способность определять актуальность целей и задач и практическую значимость исследования;
- проведение анализа результатов и методического опыта исследования применительно к общей фундаментальной проблеме в избранной области.

Работа должна содержать оригинальные научные выводы и практические рекомендации. Рекомендуемый объем дипломной работы – до 5 п.л. текста. Работа должна содержать иллюстративный материал, список литературных источников, включая зарубежные, и работы последних лет. При экспертизе дипломной работы рекомендуется привлечение внешних рецензентов. Защита дипломной работы проводится публично на заседании Государственной Аттестационной Комиссии.
При оценке защиты учитывается умение четко и логично излагать свои представления, вести аргументированную дискуссию, представлять место полученных результатов в общем ходе исследования избранной научной проблемы.

Требования к государственному экзамену

Если по решению Совета вуза в итоговую государственную аттестацию специалиста вводится Государственный экзамен, то его программа определяется основными разделами дисциплин цикла ОПД, а также включает вопросы в области специализации.

Ординарные курсы: систематика высших растений, систематика низших растений, анатомия и морфология растений, растениеводство, экология и рациональное природопользование, альгология, биология с основами экологии, водные растения, биохимия, цитология, гистология, физиология человека и животных, молекулярная биология, методика преподавания биологии, история и методология биологии, физиология и экология человека, человек, биология человека и животных, возрастная анатомия, физиология и гигиена, анатомия, биология индивидуального развития, генетика с основами селекции, информатика, математические методы в биологии, почвоведение с основами геологии, физиология растений, микробиология с основами вирусологии, биофизика, иммунология, биотехнология, зоология позвоночных, биогеография, эволюционное учение, основы животноводства, гистология и эмбриология рыб, математические методы в биологии, селекция рыб, ихтиотоксикология, санитарная гидробиология, санитарная гидротехника, марикультура, физиология рыб, гидробиология, зоология беспозвоночных.

Спецкурсы: география растений, ботаническая микротехника с основами гистохимии, геоботаника, экология растений, местная флора, бриология, агростология, альгология, ботаническое ресурсоведение, основы лихенологии, экологическая анатомия растений физиологические методы исследования в медицине, энзимология, клиническая и лабораторная диагностика, методы практической биохимии, регуляция экспрессии генов, биохимические методы анализа в медицине, показатели качества и безопасности пищевой продукции и сырья, гомеостаз, пищевая химия, методы генодиагностики, токсикология, генетический анализ, дисперсионный анализ, анализ комплексов признаков в генетике и селекции, сравнительная генетика растений, генетика популяций, генетика количественных признаков, молекулярная генетика, генетические основы селекции, биохимическая генетика, цитогенетика, экологическая генетика, большой практикум, генетическая инженерия бактерий, микробные биоповреждения, почвенная микробиология, систематика бактерий, водная микробиология, санитарная микробиология, экология бактерий, техническая микробиология, математические методы в микробиологии, медицинская иммунология, экология рыб, гидрология и гидрохимия, методы гидробиологических и ихтиологических исследований, прудовое рыбоводство, общая гидробиология, частная гидробиология, ихтиология, аквакультура, физиология рыб, ихтиопатология, математические методы в гидробиологии и ихтиологии, экология животных, методы полевых исследований, популяционная биология позвоночных, зоогеография, герпетология, фауна Краснодарского края, сравнительная анатомия позвоночных, орнитология, териология, математические методы в зоологии, общая энтомология, методы исследований в энтомологии, физиология насекомых, экология насекомых, сельскохозяйственная энтомология, сравнительная анатомия беспозвоночных, техническая энтомология, биологические основы пчеловодства, медицинская энтомология, география насекомых, лесная энтомология.


© 2009-2012 ФГБОУ ВПО "Кубанский государственный университет", 350040, г.Краснодар, ул.Ставропольская 149, тел (861)2199-501 e-mail rector@kubsu.ru